06 ноя 2012

Дмитрий Михаленко: «АВТОВАЗ – безусловно, социально ответственная компания»

Завод в очередной раз подтвердил свои лидерские позиции не только в сфере производства и продаж автомобилей, но также и в области социальной политики. Как выполняются социальные обязательства перед коллективом, есть ли необходимые средства, ведется ли прием на завод — об этом вице-президент по персоналу и социальной политике АВТОВАЗа Дмитрий Михаленко.

- Дмитрий Геннадьевич, недавно сотрудникам АВТОВАЗа снова повысили зарплату. Уже в третий раз после кризиса. Это новая политика руководства завода или хорошая работа профсоюза?

- Прежде всего, это - хорошая работа коллектива и результат конструктивного диалога руководства и профсоюзной организации. Мы вместе определились, что главный приоритет социальной политики предприятия — это, прежде всего, рост уровня заработной платы. Мы ежедневно общаемся с разными производствами, с профсоюзом, работает согласительная комиссия, и вместе ищем решения. Результат работы последних двух лет позволил нам дополнительно повысить уровень оплаты труда. В 2010 году, как только у АВТОВАЗа появился первый положительный после кризиса финансовый результат, тарифные ставки и оклады работникам были увеличены на 10%, в 2011 году — на 7,5%. Также мы производили единовременные выплаты по итогам работы за эти годы. Аналогичное увеличение зарплаты и выплаты были произведены и в 100%-ных дочерних обществах, которые стали самостоятельными бизнес-единицами в рамках реструктуризации компании.

В июне этого года профсоюз АВТОВАЗа также предложил рассмотреть вопрос о возможности индексации зарплаты. Но ситуация на рынке и наше финансовое состояние в тот момент не позволяли принять такое решение, мы перенесли обсуждение этого вопроса на осень. И на прошедшем в конце сентября заседании согласительной комиссии решение о повышении тарифных ставок и окладов было принято. И Совет директоров АВТОВАЗа нас поддержал. Таким образом, с 1 октября этого года тарифные ставки и оклады рабочих, руководителей, специалистов и служащих нашего завода увеличились на 8%. Решение о повышении распространяется также и на сотрудников 100%-ных дочерних обществ АВТОВАЗа, выведенных из его состава. При этом надо понимать, что повышение тарифных ставок и окладов – это повышение зарплаты в целом, поскольку тарифные ставки и оклады являются основой для начисления премий, надбавок и доплат.

- А у предприятия есть ресурсы для выполнения взятых обязательств?

- Возможность повышения зарплаты появилась только благодаря общим усилиям нашего руководства и трудового коллектива. Мы напряженно работали. В очень сжатые сроки поставили на конвейер автомобили LADA Granta и LADA Largus. Запустили новую производственную линию В0, начали выпуск LADA Granta с «автоматом». Освоили производство LADA Granta в Ижевске. Реализовали на сегодняшний день в России и за рубежом более 450 тысяч автомобилей LADA. Вышли по итогам работы за восемь месяцев на чистую прибыль в размере 1,3 млрд. рублей. Но расслабляться не стоит - мы видим, что происходит на рынке. Конкуренты активно заходят с новыми моделями в наш сегмент, нам нельзя допускать падения продаж. Надо хорошо отработать оставшиеся месяцы этого года, чтобы по его итогам получить положительный финансовый результат, надо повышать эффективность и постоянно улучшать качество выпускаемой продукции. И очередное увеличение зарплаты - это дополнительная мотивация для коллектива по реализации сложнейших задач, которые стоят сегодня перед нашим заводом.

- Сколько сейчас получают рабочие на АВТОВАЗе в сравнении с другими автосборочными предприятиями в России?

- За август 2012 года средняя зарплата рабочих промышленно-производственного персонала составила более 24 тысяч рублей. В целом за пять последних лет, средняя зарплата работников АВТОВАЗа выросла на 35%. Мы постоянно анализируем заработную плату в Самарской области, в машиностроительных предприятиях, в автомобильной отрасли страны в целом. И я могу сказать: уровень зарплаты на АВТОВАЗе выше или сопоставим с большинством автосборочных предприятий России, он выше средней зарплаты по области. При этом самое главное для нас сегодня - продолжать совершенствовать технологию производства. Только за счет роста производительности труда и повышения эффективности нашей работы мы сможем больше зарабатывать и направлять эти средства, в том числе, на увеличение зарплаты и дальнейшего расширения обязательств колдоговора.

- А какие социальные гарантии сейчас есть на АВТОВАЗе? Ведь не секрет, что во время кризиса от части льгот вам пришлось отказаться?

- В год на финансирование социального пакета сотрудников предприятия выделяется более 1,7 млрд. рублей. Завод сохранил одну из лучших систем социального обеспечения среди промышленных предприятий России. Это - добровольное медицинское страхование, медицинское обслуживание, организация отдыха и санаторно-курортного лечения, дотации на питание, другие социальные льготы и гарантии, прописанные в коллективном договоре. Но, к сожалению, денег никогда не бывает слишком много. И ситуация еще не настолько стабильна, чтобы полностью возобновить действие всех пунктов колдоговора, которые были приостановлены во время кризиса. Но мы работаем над этим - в прошлом году возобновили целый ряд пунктов. В частности, возвратили дополнительный, оплачиваемый из средств предприятия 10-недельный дородовый отпуск для женщин. Увеличили суммы средств для поощрения победителей трудового соревнования в подразделениях завода. Возобновили материальное вознаграждение сотрудников к государственным и корпоративным праздникам. Также вместе с банками-партнерами запустили программу льготного кредитования на покупку автомобиля, которая, в общем, аналогична действующей ранее и популярной среди заводчан программе 50х50.

В этом году мы приняли многие предложения сотрудников - например, выплатили премию тем, кто в 2009-2010 годах получил звание «Ветеран ОАО «АВТОВАЗ». С марта этого года выплачиваем подъемные всем, кто вернулся на завод из армии. Увеличили финансирование детского отдыха. Открыли санаторий-профилакторий «Алые паруса». Приняли решение о дополнительном выделении в этом году 1500 автомобилей для сотрудников. Оказываем помощь подшефным школам, ветеранам завода… В общем, перечислять можно еще долго. Выполняем все взятые обязательства перед коллективом. Более того, объем финансирования социальных льгот и гарантий, предоставляемых в соответствии с колдоговором, вырос по сравнению с прошлым годом на 6%. Мы строго выполняем взаимные договоренности с коллективом по направлению дополнительных средств, заработанных предприятием, для решения социальных задач.

- Сколько человек работает на заводе и ведется ли сейчас прием на АВТОВАЗ?

- В настоящее время коллектив АВТОВАЗа - около 66,5 тысяч человек, включая временных работников, принятых под задачи временного расширения производства. Эта численность соответствует нашим объемам производства. И в связи с увеличением программы выпуска LADA Largus мы организовали дополнительный набор персонала рабочих профессий - до конца этого года примем 400 - 500 человек. В другие производства завода мы ведем прием только на имеющиеся вакансии.

- Удовлетворяет ли сегодня «АвтоВАЗ» квалификация тех, кто приходит на предприятие?

- Студенты ВУЗов и учебных заведений среднего профессионального образования, с которыми сотрудничает АВТОВАЗ, проходят у нас производственную преддипломную практику. Темы их курсовых и дипломных работ - актуальные вопросы самых различных направлений работы АВТОВАЗа. То есть, выпускники приходят на завод уже максимально адаптированными к работе в условиях действующего производства, имея наработки в решении многих важных проблем. В этом году мы запустили большую программу обучения молодых специалистов – в сотрудничестве с ведущими тольяттинскими и самарскими ВУЗами. В ней - различные виды обучения, в том числе стажировки на производственных мощностях и в технических центрах Альянса Renault-Nissan. Уверен - АВТОВАЗ становится международной компанией, в которой интересно и престижно работать.

Источник: TLTnws.ru